Гетто

В 1942-43 , когда «окончательное решение еврейского вопроса» близилось к завершению, в вильнюсском гетто активно работал театр. Премьера прошла 18 января 1942, через 4 месяца после создания гетто и через два месяца после первой «акции», когда из 70 тысяч жителей гетто немцы уничтожили 50 тысяч.

Сам вопрос – а нужен ли в гетто театр, если каждый день ведут людей на убой – широко обсуждался в гетто. Чудом выживший библиотекарь гетто Герман Крук, по воспоминаниям которого написана пьеса, записал в своем дневнике «На кладбище театр не создают». Этот лозунг появился на стенах гетто. Начальник полиции гетто Яков Генс заявил Круку, что если эта надпись еще раз появится, то сам Крук и его компания отправятся в Понары – место, где немцы производили массовые расстрелы. Генес приписывал инициативу создания театра себе. В июле 1942 года немцы упразднили в гетто юденрат (еврейский совет) и Генес стал единоличным распорядителем всего гетто. Театр при нем процветал.

Несмотря на многочисленные протесты, премьера прошла в назначенный срок – 18.01.42. Успех был ошеломительным и отразился и на кассовых сборах. Было выручено 4 тыс. руб. , которые были пожертвованы на нужды бедных, под лозунгом «Да не будет в гетто голодных». В последующем часть сбора уходила на нужды театра. Опасения, что театр в жутких условиях гетто, где люди каждый день ожидали смерти, не привьется, не оправдались. Люди в зале рыдали и смеялись, и театр позволил им на несколько часов отвлечься от жутких реалий, дать им понять, что они люди. Генс видел в театре возможность успокоить людей, поднять их моральный дух. Основной идеей Генса было то, что существование гетто должно быть выгодно немцам, тогда они его не ликвидируют.

Через неделю после премьеры последовал второй спектакль. К тому времени люди уже успокоились, и поняли, что театр им необходим. На второй спектакль пришли немецкие офицеры и литовские полицаи, которые непосредственно осуществляли «акции» в Понарах. Правда, некоторые из литовцев пришли сильно выпивши, ничего не поняли и в антракте ушли. В течение первого года существования театра, здесь прошло 114 спектаклей, на которые было продано 34 тысячи билетов. Это с учетом того, что в гетто оставалось около 20 тысяч человек и их число сокращалось с каждым днем. Некоторые из взявших билет не приходили на спектакль по уважительной причине – их уже не было в живых. Тогда билеты продавались еще раз. Билеты распродавались за две недели до спектакля, залы были переполнены. При этом, ни один из зрителей не знал, проживет ли он завтрашний день.

“Театр гетто привлекал массу посетителей. Наряду со спектаклями и концертами, каждое воскресенье давались бесплатные утренники для рабочих. Программу утренников готовил и ставил клуб литераторов и учителей. Иногда здесь выступал Генс с лекциями о гетто, его задачах, обязанностях рабочих, но основная тема была иной. здесь проводились встречи, посвященные творчеству Переца, Бялика, Менделе”.

Последний спектакль прошел за несколько дней до ликвидации гетто и уничтожения всех его обитателей 20 сентября 1943 года.

В театре давались эстрадные спектакли –шоу с танцами и песнями, и драматические спектакли. Музыку и тексты песен и скетчей для шоу, ревю, кабаре писали жители гетто, среди которых  было немало профессиональных поэтов и композиторов. Все они погибли вместе со своими зрителями. Всего было поставлено за время существования театра 4 спектакля-шоу и 6 драматических. Общее число зрителей, побывавших на спектаклях, достигло 70 тысяч. Песни из спектаклей ревю сопровождали обитателей гетто до рва в Понарах…Помимо театра, в Вильнюсском гетто работали джазовый ансамбль, академический хор, проводились концерты камерной и симфонической музыки. Интенсивность культурной жизни в гетто не уступала столичной.

Библиотека в гетто начала свою работу через две недели после образования самого гетто. Организовал ее Герман Крук, активист польского социал-демократического движения «Бунд».  После первой массовой акции, когда нацисты уничтожили 80% населения гетто, в библиотеку были записаны 1485 читателей. Обмен книг составлял 400 в день. В день йом кипур, 1 октября 1941 года немцы забрали в Понары и расстеляли там 3000 человек. В этот день в библиотеке было обменено 390 книг. При 17 тысяч населения гетто, число постоянных читателей библиотеки составляло 4700. В гетто проводились музыкальные фестивали и литературные конкурсы, выставки художников. Среди прочих, выставлялись работы 9-летнего Шмуэля Бака, которого сам Крук представлял как юного гения. Гению пришлось разделить судьбу своих зрителей. Крук готовил создание музея в гетто, издательства… Но этим идеям уже не суждено было свершиться. В гетто существовали поликлиника и больница, детские сады и школы, молодежный клуб, работали кафе.

Злата Зарецкая, Театр вильнюсского гетто


Об  удивительной жизни людей, обреченных на скорую смерть и знавших об этом, и рассказывает пьеса известного израильского драматурга Иешуа Соболя «Гетто». Пьеса была многократно поставлена во многих странах Европы, в США и Канаде. Пьеса написана на основании документов и воспоминаний  немногих  оставшихся в живых узников гетто, и отражает реальный ход событий. Большинство героев пьесы – реально существовавшие люди.

Роли: 6 мужских, 3 женских + массовка

Жанр — пьеса

Формат пьесы — большой (от 70 000 знаков с пробелами)

Описание представлено переводчиком (орфография и пунктуация сохранены)

Автор — Иешуа Соболь, перевод с иврита Марьян Беленький

Год создания — 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Агентство "ЗАВЛИТ" ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru